МИФ: "Газовое оборудование взрывоопасно"
ПРАВДА:
Это
не так. Современное газовое оборудование оснащено
комплексной системой защиты: баллоны имеют большой запас прочности,
подача газа автоматически прекращается в случае обрыва трубопровода.
Утечка газа менее пожароопасна, чем утечка бензина. Чтобы смесь воздуха
и газа стала взрывоопасной, концентрация газа должна быть очень
высокой. Смесь бензина с воздухом воспламеняется в более широких
пределах температуры и при более низких концентрациях, чем
газовоздушная смесь.
Не заметить значительную утечку газа практически невозможно, газ
имеет резкий и довольно неприятный запах. При появлении запаха газа
необходимо немедленно остановиться, перекрыть вентили на баллоне и
перевести топливную систему на бензин до выяснения и устранения причин
утечки.
МИФ: "Установка газобаллонной аппаратуры требует значительного переоборудования"
ПРАВДА:

Это
не совсем так. В конструкции топливной системы автомобиля
практически ничего не меняется, только в разрыв топливной магистрали
вставляется электромагнитный клапан для отключения подачи бензина.
Остальные штатные узлы и детали изменениям не подвергаются. Газовая
аппаратура является дополнением, которое можно в любой момент снять.
После установки газового оборудования автомобиль может ездить на двух
видах топлива: газе и бензине. Газ хранится в герметичном баллоне,
установленном, как правило, в багажнике. При включении системы газ под
давлением поступает в редуктор. Редуктор подогревается охлаждающей
жидкостью из системы охлаждения, в нем газ испаряется и уже в
газообразном виде идет в смеситель через дозатор (регулировочное
устройство). Смеситель, устанавливаемый перед дроссельными заслонками,
перемешивает газ с воздухом – готовит рабочую смесь.
Перед редуктором стоит электромагнитный клапан для отключения подачи
газа. Переключатель "газ-бензин" выводится в салон. Некоторые системы
включают и выключают подачу газа автоматически. Также надо помнить, что
с установкой газового оборудования, как правило, связаны некоторые
неудобства. Например, уменьшение полезной площади багажника, увеличение
массы машины, подъем центра тяжести, появляется еще и необходимость
периодической опрессовки газового оборудования (раз в 2 года).
МИФ: "При работе на газе уменьшается моторесурс"
ПРАВДА:
Это не так. Во-первых, октановое число пропанобутановой смеси или
сжиженного нефтяного газа равно 100-105, что гораздо выше, чем у
бензина любой марки, и детонационные повреждения двигателя, даже
рассчитанного на 98-й бензин, исключаются. Во-вторых, газ, в отличие от
бензина, не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, и
цилиндропоршневая группа изнашивается меньше.
В-третьих, скорость горения газовоздушной смеси ниже, чем
бензиновой, поэтому ударные нагрузки на поршни, шатуны, коленвал
меньше, что вызывает увеличение общего ресурса двигателя. Правда, более
низкая скорость горения имеет и свои минусы: при неправильно
отрегулированном угле опережения зажигания (слишком позднее) смесь
будет догорать практически в выпускном коллекторе, что может привести к
перегреву выпускных клапанов и их прогару.
МИФ: "Расход газа гораздо меньше расхода бензина"
ПРАВДА:
Это не совсем так. Расход газа, наоборот, несколько выше расхода
традиционного топлива: в городских условиях на 15%, на загородных
дорогах на 10%. Но экономия все же значительна, но только за счет
разницы в стоимости топлива. При применении газа расходы на топливо в
целом могут снижаться на 40-50%.Особенно это ощутимо при большом
пробеге автомобиля. К тому же установка газового оборудования далеко не
дешевая процедура (зависит от типа ГБО) и окупается в среднем через
30-40 тысяч км пробега.
МИФ: "При езде на газе мощность двигателя не уменьшается"
ПРАВДА:
Это не так. При установке газового оборудования 1-го поколения
максимальная мощность двигателя уменьшается приблизительно на 20-30%.
При использовании оборудования 4-го поколения (распределенный впрыск)
мощностные показатели уменьшаются на 10-15%. Соответственно ухудшаются
и динамические характеристики – максимальная скорость и динамика
разгона.
МИФ: "При длительном использовании газовой системы бензиновая топливная аппаратура выходит из строя"
ПРАВДА:
Это не совсем так. Действительно, если не соблюдать предписание по
эксплуатации и установке газового оборудования, то выходит. Если же
следовать инструкции и никогда не допускать езды на газе с пустым
бензобаком, производить холодный пуск, как и предписано, на бензине и
лишь потом переключаться на газ, если установщик не отключит бензонасос
в системе с впрыском, а сделает все правильно – никаких проблем не
возникнет.
наверх
Типы газобаллонного оборудования

По
принципу работы применяемые в настоящее время газовые системы делятся на четыре поколения:
1-е поколение – механическая система с вакуумным управлением, которая устанавливается на бензиновые карбюраторные автомобили.
2-е поколение
– механическая система, дополненная электронным дозирующим устройством,
работающим по принципу обратной связи с датчиком содержания кислорода
(лямбда-зонд). Она устанавливается на автомобили, оснащенные
инжекторным двигателем и каталитическим нейтрализатором отработанных
газов.
3-е поколение – система, обеспечивающая
распределенный синхронный впрыск газа с дозатором-распределителем,
который управляется электронным блоком. Газ подается во впускной
коллектор с помощью механических форсунок, которые открываются за счет
избыточного давления в магистрали подачи газа.
4-е поколение – система распределенного
последовательного впрыска газа с электромагнитными форсунками, которые
управляются более совершенным электронным блоком. Как и в системе
предыдущего поколения, газовые форсунки устанавливаются на коллекторе
непосредственно у впускного клапана каждого цилиндра.
Системы первого и второго поколения имеют ряд недостатков и не
отвечают действующим в настоящее время стандартам ЕЭК ООН. Токсичность
отработанных газов автомобилей, оснащенных такими системами, как
правило, находится на уровне норм ЕВРО 1, которые действовали в Европе
до 1996 года, и лишь в отдельных случаях приближаются к нормам ЕВРО 2.
Достоинства газового топлива:

- сравнительно низкая стоимость;
- увеличение
суммарного пробега автомобиля на одной заправке (газ + бензин);
- при работе на газе не бывает детонации (октановое число больше 100),
это достоинство газа может быть особенно актуально для двигателей с
высокой степенью сжатия, потребляющих высокооктановый (и дорогой)
бензин;
- цилиндропоршневая группа двигателя служит дольше (газ не смывает
масло со стенок цилиндров и лучше перемешивается с воздухом, что
способствует более равномерному сгоранию);
- масло можно менять реже, поскольку оно медленнее теряет свои
свойства: газ поступает в двигатель в паровой фазе, поэтому он не
смывает масляную пленку со стенок цилиндров и не разбавляет масло в
картере;
- гораздо меньше образуется нагара: газ не содержит вредных примесей
(свинец, сера), которые на химическом уровне разрушают детали камеры
сгорания (поршни, клапаны и свечи зажигания), каталитический
нейтрализатор и лямбда-зонд;
- менее вредный выхлоп.
Недостатки газового топлива:
- необходимость время от времени сливать конденсат из редуктора;
- баллон уменьшает объем багажника;
- газобаллонное оборудование утяжеляет автомобиль на 20-50 кг;
- невозможность завести двигатель на газе в мороз;
- необходимость втрое чаще менять воздушный фильтр;
- неразвитая сеть газовых АЗС.
|